Психологическая подготовка в каратэ
Добро пожаловать в наш зал в СВАО




Психологическая подготовка в каратэ

Психологическая подготовка в каратэ—главный показатель в готовности спортсмена-каратиста к соревновательному периоду.

Общеизвестно, что в соревновательном периоде победителями становятся те спортсмены, которые уделяют внимание в тренировочном процессе не только развитию физических качеств, но и формированию психологической готовности к поединкам. Для карате характерна высокая психологическая напряжённость спортсмена, от него требуется высокая психологическая устойчивость, умение управлять своими психическими процессами во время тренировок и в соревновательный период.

В процессе тренировок необходимо проводить психологическую подготовку спортсмена-каратиста, которая представляет собой и психологический и педагогический процесс воспитания личности, способной преодолевать различные трудности, свойственные спортивной деятельности.

. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и соответствующих условий спортивной деятельности, направленных на формирование таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.

Психологическое состояние человека в момент тренировки, соревнования, в реальной обстановке является важной частью любого воинского искусства. Уровень мастерства в карате определяется как степенью технической подготовленности, так и уровнем психологической устойчивости к стрессовым ситуациям.

Психологическая подготовка должна присутствовать в подготовке спортсмена любой специализации и любой квалификации. Некоторыми психическими качествами и процессами (например, трудолюбием) должен обладать каждый спортсмен. Однако свойственные каждому соревновательному упражнению специфические трудности, особенности содержания и внешне средовых условий каждого вида спорта требуют проявления только им свойственных психических качеств, применения особых средств и методов воспитания.

Создание благоприятных отношений к тренировочному процессу предусматривает формирование следующих аспектов отношений:

1) отношение к спортивной жизни;

2) отношение к выполняемой и предстоящей нагрузке;

3) отношение к своим возможностям восстановления;

4) отношение к нервно-психическому напряжению;

5) отношение к качеству выполнения тренировочных заданий;

6) отношение к спортивному режиму.

Психологическая подготовка включает в себя

и морально-волевой компонент, то есть воспитание целеустремлённости, настойчивости, инициативности, решительности, самообладания и смелости, и именно в той степени, в которой они необходимы в карате как специфическом виде спорта.

Формирование необходимых психических качеств происходит наиболее успешно в процессе тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена, когда на тренировках и соревнованиях приходится преодолевать возрастающие трудности. Преодолевая максимальное мышечное усилие, утомление, каратист проявляет волевые усилия, на основе которых развиваются волевые качества в зависимости от преодолеваемой трудности. Важное значение приобретает волевое качество — самообладание.

Регулирование эмоционального состояния спортсменов осуществляется как в процессе тренировки, так и перед выступлением на соревнованиях с помощью различных методов воздействия, важнейший из которых — самообладание.

Психологическая подготовка в карате направлена на развитие профессионально важных психологических функций и качеств, обеспечивающих физическую, техническую и тактическую подготовку и реализацию накопленного на тренировках потенциала в условиях соревнований.

Чтобы победить соперника психологически, надо иметь высокий уровень самообладания, готовности к риску, хорошие показатели работоспособности в сложных ситуациях.

 

ИЗ ИНТЕРЕСНОГО:

История, произошедшая с мастером Бокудэном (из известного фильма с Брюсом Ли):

 Однажды Бокудэн переплывал озеро Биуа в большой весельной лодке. Среди попутчиков выделялся свирепого вида бродячий самурай-ронин, который вел себя крайне вызывающе, кичился свои искусством фехтования, уверяя, что ему нет равных. Вокруг него собрались благородные слушатели, и лишь Бокудэн подремывал в стороне. Подобное отношение не могло не затронуть самолюбия выскочки. В конце концов он подошел к Бокудэну, потряс его за плечо и нагло заявил:

- Эй, у тебя тоже есть пара мечей, почему молчишь?

Тот спокойно ответил:

-Мое искусство отлично от вашего. А заключается оно не в том, чтобы победить, а в том, чтобы не быть побежденным.

Это заявление еще больше разожгло самурая:

- Что же это за школа?

- Ее можно назвать школой “пустых рук”.

- Зачем же тогда тебе меч?

- Дело в том, что я держу его для борьбы с себялюбием, но не для убийства.

Вне себя от возмущения самурай, с трудом сдерживаясь, воскликнул:

- Так ты действительно собираешься сразиться со мной без мяча?

 - А почему бы и нет, - последовал отрешенный ответ мастера. Нетерпеливый боец тут же потребовал грести к берегу, но Бокудэн предложил пристать к какому-нибудь островку, где можно было бы сразиться, не привлекая внимания и без лишних свидетелей. Ронин согласился, и когда они подошли к острову поспешно прыгнул за борт, выхватил меч и стал ожидать соперника. Бокудэн нетеропливо вручил свою пару мечей лодочнику, всем видом давая понять, что готов последовать за дуэлянтом, но вдруг, схватив весло, резко оттолкнул лодку от берега. Через пару секунд лодка ушла с мелководья, оставив разъяренного ронина в гордом одиночестве.

 - Такова моя школа “побеждать без мяча”, - заметил Бокудэн.